| |||
В начале своей лекции Артем Варгафтик выразил мнение, что творчество Густава Малера настолько сложно и настолько противоречиво комментируется, что в лекции будет изложена лишь крохотная часть информации о нем. "Я возьму на себя смелость предложить всего один аспект - отношения Малера со своим еврейством и тем, что для него из этого еврейства следовало," - сказал он.
В лекции музыковед подчеркнул аспект болезненных отношений Густава Малера с собственным еврейством. "Даже при достаточно беглом знакомстве с биографией и сочинениями Малера можно понять, что еврейство его беспокоило и в то же время являлось мощным стимулом в его творчестве". |
Густав Малер попал в Вену из местечка Калиште в Моравии. Как одаренное дитя, он был принят в Венскую консерваторию. Его первый серьезный композиторский опыт - три кантаты "Лесная сказка", "Менестрель" и "Свадебная песнь", объединенные общим названием "Жалобная песнь", до сих пор остаются редкостью в мировом репертуаре наряду с его "взрослыми" произведениями. Особенно редко они исполняются вместе как единое целое. С самого начала Малер остро переживал свою "инакость", непохожесть на других: характерную еврейскую внешность, выговор, ему постоянно казалось, что его "не так" воспринимают.
"Жалобная песнь" выставлялась Малером в 1878 году на конкурс на получение Бетховенской Премии, но безуспешно. В жюри этого конкурса входил Брамс, уже тогда весьма авторитетный мастер, доживший до 1897 года. Большую роль в провале произведения сыграли собственные тексты Малера, спорные в поэтическом отношении, хотя весьма эмоциональные и изобилующие характерными выражениями вроде "ой, вэй!" и "ай-я-яй!". Впрочем, эти выражения встречаются практически во всех собственных текстах, на которые Малер писал музыку. Уже в первых произведениях Малера заметна тяга к достаточно резким, "нестандартным" шагам в текстах и музыке. В них изначально заложены мотивы боли и одиночества, творец как бы подчеркивает, что он - другой, не такой, как все. Тем не менее он заявляет: "Будет такое время, когда везде как классика будут исполняться симфонии не Бетховена, а мои". Варгафтик поставил слушателям фрагмент "Траурного марша" из I симфонии Малера. "О "Траурном марше" часто говорят как о прорыве к настоящему Малеру" - сказал он. Музыковед напомнил, что в нем звучит каноном студенческая песня "Братец Яков", что сюжетом его предположительно являются похороны охотника, которого хоронят звери, с картины Калло - такова интерпретация знаменитого музыковеда и друга Малера Теодора Адорно. С другой стороны, это и первый случай, когда в большую академическую музыку попала неискаженная интонация настоящего клейзмерского музицирования - в облике тех самых зверей, которые оплакивают охотника. С одной стороны, его герои - звери, радуются смерти охотника, с другой - они должны исполнять некий траурный ритуал. В какой-то момент процессия, не выдержав, пускается в пляс под "Фрейлахс". Вся эта история, кроме прочих толкований, может считаться началом расцвета дарования Малера как пародиста. И в своей первой пародии он высмеивает именно то, чего в себе не любил и не хотел - местечковое еврейство. Есть в ней и еще один слой, который играют трубы - его у Малера подчеркивал дирижер Светланов, он просил трубачей играть максимально певуче, так, чтобы "качался" звук, чтобы возникало ощущение нестройного уличного оркестра или даже звуков провинциального кладбища... Возникает вопрос - зачем Малер писал такого рода пародии на свое негативное прошлое - отец-алкоголик, бьющий мать, семейные скандалы - все то, о чем позднее он рассказывал Зигмунду Фрейду? Почему он просто не отказался от своего происхождения? Он не может этого сделать. Малер наряду с Мендельсоном и Шёнбергом - один из самых известных евреев-выкрестов в списке композиторов-классиков. Почему Малер крестился только в 37 лет, приняв официальное католическое крещение, и отнес его в Венскую оперу - иначе он не мог стать главным дирижером? По-видимому, он испытывал проблемы личного характера, отказаться от своего еврейства полностью он не мог. Программа III симфонии - которая идет 1 час сорок минут и является едва ли не самой длинной среди всех симфоний в мировом репертуаре - еще более амбициозна и высокопарна. По словам самого Малера, симфония вбирает всю картину мироздания, является философским отражением книги Ницше "Веселая наука". "Произведение, в котором вся природа открывает свои сокровенные тайны". "Каждая следующая часть - это как бы ступени сущего, как я их трактую..." Чудовищный состав оркестра - почти сто пятьдесят человек, два хора - и мощные звуковые "накаты" на психику слушателя. В III симфонии идет необъяснимый взлет - после чего начинается столь же необъяснимый откат назад. |
Известный дирижер Владимир Ашкенази сказал в интервью о Малере: "Я восхищаюсь Малером как композитором, но я с ним не согласен. Зачем он себя все время жалеет? Я не разделяю его свойства так себя растравлять, чтобы потом себя жалеть". Ашкенази даже исправляет эти моменты во время исполнения произведений Малера.
Можно сказать, что в момент официального крещения и перехода в католическую веру Малер совершил сложный внутренний самообман. В тот период он был уверен, что он манипулирует сознанием масс, что не зря он - главный дирижер Венской оперы (откуда через 10 лет был с позором изгнан). Ему казалось, что вера примирит его с внутренними проблемами. Еврейство перестанет его беспокоить, и официальная вера подкрепит его внутреннюю веру в себя. В итоге он потерял все сразу. Леонард Бернстайн говорил о Малере: "Его хоралы, - это христианство, сошедшее с ума". В доказательство Варгафтик поставил хорал из VII симфонии, написанной в год, когда Малера изгнали из Венской оперы. В том же году у Малера по ошибке диагностировали серьезную болезнь сердца, велели соблюдать сложный режим, ограничить подвижность. Не факт, что он действительно выражал в музыке именно эмоции, возникшие в результате этих происшествий, - но важно, что Малер постоянно подчеркивает тему смерти. Артем Варгафтик обратил внимание слушателей на то, что даже тема смерти у Малера решена достаточно карикатурно - с помощью крикливых голосов духовых инструментов, звенящих бубенцов, других "саркастических" композиторских приемов, но и средствами необычно интенсивной работы с тематическим "мусором", штампами и общими местами музыкального языка, превращенными в трагические звуковые образы. Человек с таким даром видеть смешное и нелепое часто не может дать выхода своим эмоциям и зачастую вынужден высмеивать сам себя, причиняя себе больше боли, чем ему могли бы принести любые антисемиты. Проблема еврейства оставалась тем более острой и открытой, чем больше он стремился "наступить на горло" своей еврейской песне. В его музыке слышится борьба с собственными страхами. В представлении Малера еврей - человек, которого непременно разоблачат и побьют. Возможно, отсюда возникла и особая версия, объясняющая "странность", резкость и необычность малеровских партитур тем, что в своей трагической музыке Малер предвидел все великие катастрофы ХХ века. В результате все вышло так, как Малер и хотел. Что бы он ни делал со своим естеством - за последние несколько сезонов в нью-йоркских и лондонских афишах на три симфонии Бетховена приходятся 8 исполнений симфоний Малера. Он получил славу и мировое лидерство, изменил психологию слушателей. "Это нельзя назвать хэппи-эндом - но это один из самых интересных и поучительных случаев, какие можно обнаружить, исследуя всю сложность отношений человека со своим еврейством" - заключил музыковед. Анна Баскакова |
Вернуться на главную страницу |
Вернуться к разделу "Статьи" |