| |||
Сноски |
* Сохраняя терминологию автора, считаем вместе с тем необходимым обратить внимание читателей, что в данном случае термин "модернизм" идентичен "авангардизму", а "постмодернизм" трактован более широко, как "поставангард". - (здесь и далее примечания переводчика).
** Поскольку при таком широком понимании термин "Rezeption" отождествляется с "Wirking" (воздействием) и включает в себя не только восприятие музыки представителями разных эпох, но и конкретное развитие ее традиций в творчестве тех или иных композиторов, при переводе мы иногда заменяем термин "восприятие" синонимами. *** С начала 1990-х годов, в курортных местностях, где во время отпуска создавал свои произведения Малер, у него всегда было такое небольшое строение с роялем и письменным столом, которое стояло поодаль от основного дома, и где он мог без помех работать. *** * Чтобы избежать терминологической путаницы, мы избираем эту, уже достаточно принятую в нашей литературе, русскую транскрипцию немецком термина, обозначающего модернизм начала ХХ века. *** ** Ряд веществ в природе существует в нескольких агрегатних состояниях, переходы между которыми сопровождаются изменением физических свойств (например: твердое, жидкое, газообразное). *** *** В немецком названии "Re-Visionen" благодаря дефису создается непереводимая игра слов: с одной стороны - повторная редакция, пересмотр ранее созданного, с другой - как бы возвращающиеся видения. *** *** * Непередоваемая игра слов: "anschlage", букв "прикосновение", "туше"; "ausschlage"" - "отклик" инструмента на прикосновение. *** *** ** От французского "смесь", "сборка" *** *** *** Так называют иногда Вторую симфонию Малера *** *** *** *Способность служить орудием для передачи ниспосланного свыше. *** *** *** * Холизм - буквально "философия целостности" рассматривает мир как результат творческой эволюции, направляемой нематериальным "фактором целостности". |
Примечания |
1. D o h l F., Gustav Mahler, eine notwendige Revision. - NZfM, 1962, Ne 123, S. 234.
2. См. интервью: "Dirigenten uberschatzt, Herr Haitink?", gefuhrt von M. Dopfner. - "Frankfurter Allgemeine Zeitung", 1989, 3. Marz. 3. См. соответствующие труды следующих авторов: Schmitz A., Schrade L., Eggebrecht H.H. u.a. In: Literaturverzeichnis, bibliogr. von R. Cadebach. - "Mythos Beethoven", Laaber, 1986, S. 207. 4. B 1 a u k o p f K., Gustav Mahler oder Der Zeitgenosse der Zukunft, Munchen, 1973, S. 269ff. (данная цитата на с. 274). 5. Ср. главу "Мое время еще придет" (с. 281 немецкого издания настояшей книги Г. Данузера). 150 6. B 1 a u k o p f K., Hintergrunde der Mahler-Renaissance. -"Gustav Mahler. Sinfonk und Wirklichkeit", hrsg. von O. Kolleritach, Graz, 1977, S. 16ff. Ср. также: F I o r o s C., Musik als Botschaft, Wiesbaden, 1989, S. 155ff. 7. L o o s A., Ornament und Verbrechen (1908). - L o o s A., Trotzdem. 1900 - 1930, unverandert. Neudr. d. Erstausg. 1931, hrsg. von A. Opel, Wien, 1982, S. 78ff. 8. H a b e r m a s J., Die Moderne - ein unvollendetes Projekt. - H a b e r m a s J., Kleine politische Schriften. Bd. 1 - 4, Frankfurt a/M. 1981, S. 444ff.; I d e m., Der philosophische Diskurs der Moderne, Frankfurt a/M 1985; с точки зрения критической те-ории см. также: W e l l m e r A., Zur Dialektik von Moderne und Pogtmoderne: Vernunftkritik nach Adorno, Frankfurt am Main, 1985. О понятии эстетическою модернизма см.: J a u s s H. R., Studien zum Epochenwandel der asthetischen Moderne, Frankfurt a/M. 1989. 9. Об этом см. также: F i s c h e r K. von, Gustav Mahlers Adagietto und Luchino Viscontis Film "Morte a Yenezia". - "Verlust und Ursprung. Festschrift fur Werner Weber", Zurich, 1989, S. 44ff. Русский перевод куется в настоящем номере. 10. Там же, с. 45. 11. E g g e b r e c h t H., Die Musik Gustav Mahlers, Munchen; Zurich, 1982, S. 290. 12. См. главу "Мое время еще придет" (с. 282 книги Данузера). 13. См.: T i b b e M., Anmerkungen zur Mahler-Rezeption - R u z i c k a P., Mahler: Eine Herausforderung, Wiesbaden, 1977, S. 85ff., в особенности - с. 88; кроме мт см. анализ Курта фон Фишера в цит. статье, с. 49 и далее. 14. Об этом см. главу "О юности" (с. 215 и далее в книж Данузера). 15. R o s e a b e r g W., Die unkritische Musikkritik. - "Kritik - von wem, fur wen, wie", hrsg. von P. Hamm, Munchen, 1968, S. 77. Цит. по: T i b 1 e M., Op. cit., S. 91. 16. Ср. главу "Пути сравнекия интерпретаций" (с. 184 и далее в книж Данузера). 17. См.: M e y e r K., Mahler und Schostakowitsch. - "Gustav Mahler. Sinfonie und Wirklichkeit", hrsg. von O. Kolleritsch, Graz, 1977, S. 118ff. Также см.: H e s s e L.- W., Schostakowitsch und Mahler. - "Bericht uber das Internationale Dmitri-Schostakowitsch- Symposion", Koln 1985, hrsg. von K.W. Niemoller und V. Zaderackij, Regensburg, 1986, S. 327ff. 18. Цит. по: M e y e r K., Op. cit., S. 118. 19. S c h o a t a k o w i t s c h D., Gustav Mahler. - S c h o s t a k o w i t s c h D., Erfahrungen: Aufsatze, Erinnerungen, Reden, Diskussionsbeitrage, Interviews, Briefe, Leipzig, 1983, S. 151 f. (ГМПВ1, с. 7 - 8). О категории реализма см. также: D a h I h a u s K., Musikalischer Realismus. Zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Munchen, 1982. 20. G e i t e l K., Hans Werner Henze, Berlin, 1968, S. 146. 21. H e n z e H. W., Komponist als Interpret: Gegen die "Material Disziplin". - H e n z e H. W., Musik und Politik. Schriften und Gesprache 1955 - 1975, hrsg. von J. Brockmeier, Munchen, 1976, S. 242. 22. I d e m., Gustav Mahler (1975). - Ibid., S. 250. 23. Там же. 24. H a n s l i k E., Aus neuer und neuester Zeit, Berlin, 1900, S. 77 (цит. по: B l a u k o p f K., Hintergrunde..., S. 17f.). 25. Если ранее в дискуссии о связях модерна и авангарда автор исходил из положений книги: B u r g e r P., Theorie der Avantgarde, Frankfurt a/M 1974, где эти категории развивались как противоположные (см.: D a n u s e r H., Die Musik des 20. Jahrhunderts, Laaber, 1984, S 28Sff ), то недавно он попытался вновь теснее увязать друг с другом эту пару категорий в свете част-ной понятийно-исторической синонимичности (см.: D a n u s e r H, Musikahlische Avantgarden im 20 Jahrhundert - ein Ausblick aus der Ruckschau - "Neue Zuricher Zeitung", 1990, N9 131, S 65f ) 26. Об этом см. диссертацию:B o r i o G., Musikalische Avantgarde um 1960. Entwurf einer Theorie der informellen Musik Diss, angenom. von der Techn. Univ Berlin, 1990 (готовится к печа-ти). 27. L a c h e n m p n n H., Antworten auf funf Fragen des Herausgebers - R u z i c k a P, Op. cit., S. 51ff. 28. Ibid, S.53 29. Ibid, S.52 30. D i b e l i u s U., Mahlers zweite Existenz - "HiFi Stereophonie", 1971, N 5, S.348 (цит по: T i b b e M., Op. cit., S. 88). 31. I b i d, S. 55f 32. I b i d, S. 64. 33. R u z i c k a P., Op cit., S. 64 34. Cм. также: J a u s s H. R., Die kritische Revision. Asthetische Erfahrung und literarische Hermeneutik", Frankfurt a/M. 1984, S. 71ff. 35. S c h n e b e l D., Mahlers Spatwerk als Neue Musik (1965). - S c h n e b e l D., Denkbare Musik. Schriften 1952 - 1972, hrsg. von H.R. Zeller, Koln, 1972, S. 70ff 150 36. I d e m., Dae Schone an Mahler. - "Programmheft das Berliner Philharmonischen Orchesters zum Konzert vom 30. September 1982"; см. также: Gustav Mahler, Munchen, 1989, S. 208ff. 37. Из письма к автору настоящей статьи от 19 октября 1990 го-да (см. также: "...zu wissen". Ein Gesprach von Rudolf Frisius und Wolfing Rihm. - "Der Komponist Wolfgang Rihm", hrsg. von D. Rezroth, Mainz, 1985, S. 33f.). 38. Cм.: S c h n e b e l D., Sinfonie und Wirklichkeit am Beispiel von Mahlers Dritter. - "Gustav Mahler. Sinfonie und Wirklichkeit", S. 113. 39. Устное свидетельство Фолькера Шерлиса из Троссингена. 40. L i g e t i G., G o t t w a l d C., Gustav Mahler und die musikalische Utopie. - "NZfM", 1974, HP 135, S. 288ff. 41. R u z i c k a P., -Befragung des Materials. - R u z i c k a P., Mahler..., S. 101ff. 42. Cм.: A d o r n o, S. 60f. 43. Cм.: R u z i c k a P., Mahier..., S. 114f. 44. Ibid., S. 118. 45. Cм.: W e l s c h W., Unsere postmoderne Moderne, Weinheim, 1987, а также: Wege aus der Moderne. Schlusseltexte der Postmoderne-Diskussion, hrsg. von W. Welsch, Weinheim, 1988, где содержится обширная библиоирафия по двнной теме. 46. О музыковедческой дискуссии по поводу модернизма и по-стмодернизма см.: Das Projekt Moderne und die Postmoderne, hrsg. von W. Gruhn, Regensburg, 1989, а также: Moderne versus Postmoderne. Zur asthetischen Theorie und Praxis in den Kunsten: Bericht uber das Symposion, Mai 1990, Munchen. - Jahrbuch der Bayer. Akad. der Schonen Kunste, Munchen, 1990. 47. W e l s c h W., Op. cit., S. 17. 48. L y o t a r d J.- F., Immaterialitat und Postmoderne, Berlin, 1985, S. 38 (цит. по: W e l s c h W., Op. cit., S. 143). 49. L i s s a . Z., Asthetische Funktionen des musikalischen Zitats. - L i s s a Z., Aufsatze zur Musikasthetik. Eine Auswahl, Berlin, 1969, S. 143. 50. Ibid., S. 151. 51. См.: B u d d e E., Zitat, Collage, Montage. - "Die Musik der sechziger Jahre. Zwolf Versuche", hrsg. von R. Stephan, Mainz, 1972, S.26ff.; K u h n C., Das Zitat in der Musik der Gegenwart - mit Ausblicken auf bildende Kunst und Literatur, Hamburg, 1972. 52. См.: D a h l h a u s C., Die Musik des 19. Jahrhunderts, Wiesbaden; Laaber, 1980, S.279ff. Об этой эпохе в целом см: S c h o r s k e C. E., Fin-de-ciecle Vienna. Politics and Culture, New York,198O.О взаимоотношениях Малера и Айвза см., в частности: S c h o r s k e C. E., Mahler et Ives: Archaisme populiste et innovation musicale. - "Colloque international Gustav Mahler, 26 - 28. Jan. 1985, Paris: Kolloquiumsbericht", hrsg. voh der Association Gustav Mahler, Paris, 1986, S.87ff. 53. См.: D o m l i n g W., Collage und Kontinuum. Bemerkungen zu Gustav Mahler und Richard Strauss. - "NZfM", 1972, No 133, S. 131ff.; K n e i f T., Collage oder Naturalismus? Anmerkungen zu Mahlers "Nachtmusik I". - "NZfM", 1973, ј 134, S. 623ff, а так-же: L i g e t i G., G o t t w a 1 d C., Op. cit. 54. NBL2, S. 165. 55. I v e s Ch. E., Memos, hrsg. von J. Kirkpatrik, London, 1973, S. 63 (цит. по: I v e s Ch.,Ausgewahlte Texte, ubersetzt von F. Meyer, hrsg. von W. Bartschi, Zurich, 1985, S. 191. 56. См.: W e 1 s c h W., Op. it., S. 39f. 57. См.:D a n u s e r H., Zur Kritik der musikalischen Postmoderne. - "Das Projekt Moderne und die Postmoderne", S. 77ff. Рокберг выразил свое отношение к Малеру и как теоретик, см.: -. R o c h b e r g G., The aesthetics of survival. A composer''s view of twentieth-century music, ed. by W. Bolcom, Ann Arbor, 1984, S. 9lf., 109f., 237. 58. Об этом см. в книге "Советская музыка в свете перестройки": Sowjetische Musik, hrsg. von H. Danuser, H. Gerlach. J. Kochel, Laaber, 1990. Можно сослаться еще на камерную пьесу "К "Песням об умерших детях". Памяти Густава Малера" для кларнета, скрипки н ударных азербайджанского композитора Франгиз Али-заде (Hamburg: Sikorski Verl., 1977). 59. Впервые Фортепианный квартет Густава Малера опублико- ван: hrsg. von P. Ruzicka, Hamburg: Sikorski Verl., 1973 (Edition Sikorski, ј 800). 60. См.: B u d d e E., Zum dritten Satz der "Sinfonia" von Luciano Berio. - "Die Musik der sechziger Jahre", S. 128ff; A 1 t |